ул. Астраханская, 62/66

Пн-Пт 9.00-19.00
Суббота 9.00-16.00

Легкая форма аутизма у взрослых симптомы

image Аутизм у взрослых имеет аналогичные симптомы и актуальность, как и у детей. Недостаток навыков общения влияет на способность социального функционирования человека, следовательно, его общую приспособляемость к обычным жизненным ситуациям.

В последнее время частота этого диагноза значительно возросла. Аутизм – это серьезная проблема, требующая специальных медицинских, образовательных, социальных мер.

Гипотезы и теории возникновения аутизма

Сегодня теория, используемая до 1960-х годов прошлого века, согласно которой аутизм возникает из-за эмоционального холода матери, отсутствия любви к ребенку, считается несостоятельной. На данный момент среди возможных причин аутизма принимаются во внимание другие теории:

Ни одна из теорий не доказана научно. Все они остаются гипотезами.

Как проявляется аутизм у взрослых

Аутизм и РАС проявляются нарушением ряда функций, типичных для здорового взрослого человека: социальных, когнитивных, исполнительных и др.

Как ведут и проявляют себя взрослые аутисты в социальной сфере:

  • дефицит длительных, конфиденциальных отношений;
  • трудности в понимании, соблюдении социальных правил, неподобающее поведение;image
  • проблематичное восприятие перспективы другого человека, чрезмерная жесткость, формальность;
  • навязчивое исчерпывающее исследование социальных отношений, преследование;
  • трудности в принятии критики, сильный уклон к мнению других людей, граничащий с параноидальностью;
  • социальная незрелость;
  • наивное доверие;
  • неспособность адаптировать поведение к меняющимся социальным ситуациям, дефицит социальной интуиции;
  • трудности в оценке влияния собственных действий на других людей;
  • ограниченная, жесткая, механическая способность к эмпатии, несмотря на присутствие чувства сострадания.

Когнитивные проявления аутизма у взрослых:

  • неравномерное развитие навыков, низкая производительность;
  • сосредоточение на деталях, ограниченная способность суждения о важности вещи, события;
  • специфическое мышление, трудности с абстрактным мышлением, необходимость визуализации информации;
  • понимание частичных шагов, но не целей.
  • полное отсутствие или нефункциональность речи;
  • возможность нарушения всех речевых сфер, при высокофункциональном расстройстве наиболее очевиден семантико-прагматический дефицит;
  • слабость речевых навыков по сравнению с другими способностями;
  • словарный запас, выражения – выше среднего, слишком формальный;
  • особые, жесткие, иногда странные выражения, неологизмы;
  • трудности с метакоммуникацией;
  • проблемы в понимании правил взаимного общения.

Чувствительные признаки у взрослого аутиста:

  • гиперчувствительность или, наоборот, не дифференцированная сглаженная эмоциональность, признаком аутизма у взрослых женщин бывает слезливость;
  • низкая толерантность к фрустрации, эмоциональная лабильность, капризность, сильные аффективные негативные состояния, склонность к депрессии, частый признак аутизма у взрослых мужчин – импульсивность;
  • ограниченная способность к самоанализу;
  • тревога, нервозность.

Нарушение исполнительных функций, воображения:

  • предпочтение рутины: трудности при путешествии, изменениях маршрута, ежедневного расписания, появлении новых планов;
  • ригидное поведение при внезапных изменениях;
  • сложности с прерыванием деятельности, чрезмерная концентрация на определенном стимуле (гиперфокус);
  • нарушения функций внимания: монотропное внимание, быстрые изменения от одного стимула к другому;
  • время и планирование: беспокойство во время ожидания, изменения графика, переходов деятельности;
  • необходимость предсказуемости (визуализированные инструкции);
  • проблемы с использованием неструктурированного времени;
  • уменьшение беспокойства, замешательства посредством ритуалов, компульсий;
  • стереотипы движения: помогают справиться с перенасыщением сенсорными стимулами, гиперчувствительностью, улучшают мышление.
  • трудности в деятельности, требующей мелкой моторики, дискоординация при сложных движениях;
  • сложности при планировании движений, их последовательности, точности.

Аутичные взрослые – какие они?

У людей с РАС есть ряд особенностей, взрослые люди аутисты имеют ряд характерных признаков:

  • эхолалия – повторение услышанного;
  • использование причудливых монологов;
  • создание воображаемых друзей;
  • причинение себе вреда;
  • приступы ярости;
  • жалость к себе;
  • стереотипность и др.

Типично неумение использовать улыбку; часто люди привлекают внимание криком, аффектом.

Как живут взрослые аутисты, что у них внутри:

Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами

Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:

image

Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:

Диагностика

Для постановки диагноза используются 2 диагностические системы:

  1. Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.
  2. Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут. Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.

Истории жизни из первых уст

Моя семья воспринимала меня такой, какой я была. Все 3 сестры (включая меня) были по-своему невротичными, поэтому родители нас ни с кем не сравнивали. В детстве мы читали, рисовали…

Никому не казалось странным, что мы проводили дни в своих комнатах, в лесу, на реке, лошадьми, другими животными.

Я иногда игнорировала окружение, сосредотачиваясь на одном предмете. Но мы смеялись над этим. Никто никогда не наказывал меня, не говорил о необходимости изменений.

Эмма, 27 лет

Границы для меня всегда были проблемой, в основном потому, что я не могу понять, где они находятся. Это приводит к недоразумениям, социальным срывам. Либо я вообще не говорю, либо говорю слишком много.

Алиса, 35 лет

Как себя чувствует человек с РАС? Здоровый человек этого не почувствует, но может понять из следующих историй.

Мои проблемы не выходили на поверхность, пока я не пошла в школу. Класс был сумасшедшим местом: люминесцентные лампы, шум, работа, либо слишком тяжелая, либо смехотворно простая. Школа была своего рода сочетанием тревоги и скуки. Я была полиглотом, читала на 2-х языках. Но математика была для меня темным лесом. Учителя этого не понимали. Я сдалась, мое поведение ухудшилось. Покинув школу в 15 лет, я присоединилась к культу, интересовалась колдовством…

Инга, 30 лет

Я часто понимаю, что я веду себя некорректно, но я не могу различить реакцию окружающих. Я воспринимаю шутки буквально, серьезно, включаю защитную реакцию, часто непропорциональную… В социальных ситуациях чувствую себя неуверенно. Встречаясь в столовой с человеком, которого однажды поприветствовал в киоске, я не знаю, следует ли приветствовать его, идущего на обед с женщинами-коллегами. Я боюсь показаться вызывающим. Поэтому предпочитаю не смотреть на них.

Александр, 40 лет

Мифы и факты

Мифы – это предрассудки, связанные не только с понятием аутизма, но и с принятием аутистов обществом.

Нет. Увеличение числа людей с диагнозом РАС связано с расширением диагностической категории, осведомленностью общественности.

Нет. Все люди, страдающие расстройством, отличаются друг от друга. Отличия заключаются в общении, движении, обработке сенсорной, социальной и другой информации, взаимодействия с окружающей средой.

Интересная информация

Ряд текущих исследований предлагает новые возможности, особенно раннюю диагностику РАС (функциональная МРТ, моторный анализ, анализ голоса, маркеры ЭЭГ, уровни металлопротеинов). Но ни один из этих методов не универсальный, хотя результаты ряда процедур многообещающие.

При разработке, определении отдельных форм РАС, часто обсуждается, а иногда вызывает споры новая версия диагностического руководства, представленная американским руководством по психическим заболеваниям, – DSM-5.

Аутизм является одной из форм психических расстройств. Развивается он в связи с имеющимися нарушениями в функционировании головного мозга. У человека, больного аутизмом, затруднено взаимодействие с окружающими. При этом наблюдается шаблонность его мышления, безэмоциональность, узость интересов и прочие симптомы.

image

Диагностируется аутизм в ранние детские годы, а вот что касается его окончательного излечения, то ему он не поддается. Именно поэтому на смену детскому заболеванию приходит взрослое. Тем не менее легкая форма аутизма может быть откорректирована психотерапевтом и путем приема лекарственных средств. Для этого необходим лишь своевременный и грамотный подход специалиста. Но стоит понимать, что те или иные признаки расстройства все же продолжат сопровождать человека всю его дальнейшую жизнь, не давая возможности до конца реализовывать свой личностный потенциал.

Причины патологии

Отчего возникает аутизм? На сегодняшний день ученые так и не смогли прийти к какому-либо окончательному выводу о причинах патологии и механизме ее развития. По мнению многих специалистов, виновными в развитии недуга можно считать несколько генов, приводящих к сбою работы некоторых участков коры головного мозга. Такой вывод был сделан на основании проводимого анализа случаев заболевания. Ведь нередко при диагностировании болезни становился очевидным наследственный фактор.

Существует и еще одна теория аутизма – мутационная. Некоторые ученые полагают, что причиной патологии являются сбои в работе генетического аппарата конкретного человека. К этому способны привести такие факторы, как:

  • воздействие на плод, находящийся в утробе матери, ионизирующего излучения;
  • инфицирование вирусными или бактериальными инфекциями в период беременности женщины;
  • негативное воздействие на будущего ребенка опасных химических элементов;
  • хронические нервные заболевания матери, из-за которых она на протяжении длительного периода принимала психотропные симптоматические препараты.

Особенно опасными, по мнению специалистов, оказываются подобные воздействия на плод в первые 8-10 недель с момента зачатия. Ведь именно в это время происходит формирование основных органов, в том числе и тех, которые ответственны за функционирование различных зон, находящихся в коре головного мозга.

Возникновение болезни

Мутационные или генные нарушения, лежащие в основе патологии, в конце концов приводят к возникновению специфических повреждений некоторых участков ЦНС. Это нарушает слаженную работу нейронов, отвечающих за социальную интеграцию.

Помимо этого изменяется процесс функционирования зеркальных клеток, находящихся в головном мозге. Такое воздействие и приводит к тому, что у человека появляются специфичные симптомы аутизма, выражающиеся в том, что пациент много раз подряд выполняет то или иное однотипное действие или проговаривает отдельные фразы.

Классификация патологии

При диагностировании и терапии болезни выделяют ее варианты течения, степень выраженности симптомов, а также стадию. Подобные характеристики лежат в основе классификации патологии. Единой группировки различных вариантов болезни не существует, тем не менее врачи выделяют из всех вариантов недуга аутизм:

  1. Типичный. При такой форме болезнь проявляется в детском возрасте достаточно ярко. Малышей с таким диагнозом отличает более замкнутое поведение, отсутствие интереса к играм со сверстниками, а также низкая коммуникативная способность, которая выражается в плохих контактах даже с родителями и близкими родственниками.
  2. Атипичный. Этот вариант болезни диагностируется несколько позже, уже после 3-4 лет. При этой форме болезни наблюдаются далеко не все специфические признаки аутизма, а лишь некоторые из них. В связи с поздним выявлением болезни, такой вид патологии хуже поддается терапии из-за появления к этому времени более стойких симптомов.
  3. Скрытый. У скольких малышей может быть диагностирован такой диагноз, точно не известно. Ведь при данной форме заболевания основные клинические симптомы недуга проявляются крайне редко. Детей со скрытой формой аутизма часто считают интровертами или просто чересчур замкнутыми. Наладить коммуникацию с таким больным очень сложно, ведь он ни за что не допустит постороннего в свой внутренний мир.

В современной медицине принято различать четыре степени аутизма. Каждая из них обладает своим уровнем тяжести и симптоматикой. Первая степень считается самой тяжелой. Для нее характерно наличие яркого проявления синдромов патологии. Болезнь, относящаяся ко второй и третьей степени, выражается признаками, по которым и возможно диагностирование недуга.

image

А вот четвертая считается легкой. Течение расстройства при этом является слабовыраженным.

Отличие легкой формы от тяжелой

Как уже было сказано выше, аутизм способен протекать в нескольких формах. Все они различаются в зависимости от их степени тяжести. Что касается легкой формы аутизма, то ее диагностируют у большего числа пациентов. Для данной степени патологии характерно нарушение социальной адаптации. Проявляется оно в отсутствии желания ребенка общаться с окружающими или наладить с ними контакты. Для того чтобы правильно определить болезнь, важно понимать, что подобное поведение объясняется вовсе не скромностью малыша или его чрезмерной замкнутостью. Именно таким образом у него проявляется болезнь. Диагностика заболевания возможна и по такому симптому, как позднее развитие речи.

При легкой форме аутизма не происходит нарушения личности. Малыши хорошо идут на контакт с самыми близкими для них людьми. Как правило, дети с легкой степенью аутизма выбирают из всей семьи только нескольких ее членов, которые, по их мнению, проявляют большую заботу и внимание. Малыши-аутисты не любят телесных контактов. Они стараются уклониться от объятий и не любят поцелуи.

При более тяжелом течении недуга дети всячески избегают контактов с людьми. Для них попытки объятия или прикосновения, предпринятые близкими родственниками, порой становятся причиной получения сильной психической травмы. Прикасаться к такому ребенку могут только самые близкие для него люди. Это довольно важный признак, по которому возможно диагностировать тяжелую форму аутизма. Уже с самого раннего возраста такие пациенты болезненно воспринимают малейшее вмешательство в их личное пространство.

Некоторые тяжелые варианты болезни выражаются в психической наклонности причинения вреда своему телу. Малыши с этим диагнозом нередко кусают себя. Подрастая, они предпринимают попытки нанесения различных травм, то есть проявляют агрессию по отношению к собственной личности.

Легкая степень аутизма чаще всего не диагностируется. Такие дети вырастают и продолжают болеть уже в своей взрослой жизни.

Признаки болезни в раннем возрасте

Каковы симптомы легкой формы аутизма у детей? Признаки этой степени проводят тонкую грань между здоровым и аутическим состоянием. Именно поэтому столь сложно диагностировать патологию этой формы.

У больных детей отмечается повышенная ранимость и слезливость. Это наблюдается на фоне попыток осуществить контакт с ребенком и поддержать с ним диалог.

image

Какие еще симптомы легкой формы аутизма у детей? Иногда маленький пациент логично, эмоционально и корректно реагирует на все, что происходит вокруг него. Патологию при этом выдает его мимика. Ведь создается впечатление, что все проявления чувств носят демонстративный характер. Подобное присутствует у начинающих актеров. Все их действия кажутся для зрителя неприкрыто наигранными.

Одним из признаков легкой формы аутизма у детей является способность маленьких пациентов смотреть в глаза своему собеседнику, пусть даже непродолжительное время. Пациенты со всеми другими степенями патологии на это неспособны.

Еще одним из признаков легкой формы аутизма является замедленный разговор маленького пациента. Создается впечатление того, что ребенок очень долго подбирает нужные слова, которые позволят ему сформировать фразу. Социальные контакты для такого малыша возможны. Однако идет он на них только в присутствии тех взрослых, которым доверяет. Во время контакта, проведя любое действие, ребенок будет поднимать вопросительный взгляд на родителей, пытаясь получить одобрение.

При легкой форме аутизма у детей наблюдаются трудности при расставаниях с близким человеком. Причем в такой ситуации значительно усиливаются клинические проявления синдрома. Именно поэтому в тот период, когда патология корректируется лечением, психологи не рекомендуют оставлять больных с чужими людьми.

Развитие интеллекта и способность к обучению ребенка при легкой форме аутизма практически не отличают их от здоровых сверстников. Если со стороны родителей и специалистов маленькому пациенту будет оказана определенная помощь и поддержка, то после перехода во взрослый возраст человеку становятся доступны все те социальные возможности, которыми обладают здоровые люди.

Симптомы легкой формы аутизма отличаются исходя из гендерной принадлежности больных. Например, у девочек распознать признаки болезни порой невозможно. Так, у них практически полностью отсутствует зацикливание на однотипных действиях. Помимо этого, легкая форма аутизма у девочек не приводит к задержке психического развития. Маленькие пациентки часто привязаны к личным взаимоотношениям и к отдельным людям.

Симптомы болезни в подростковом возрасте

Каковы признаки легкого аутизма у школьников средних классов? Подростки с таким диагнозом мало чем отличаются от своих сверстников в плане познания отношений, в том числе сексуальных и романтических. Но при этом у них порой наблюдаются проблемы с теми источниками, из которых они получают нужную информацию.

image

Помимо этого, непопулярные девочки, которых не принимали ни в какие компании, после тех изменений, которые произошли с ними в период полового созревания, весьма рады вниманию мальчиков. Однако они так до конца и не осознают того, что этот интерес носит лишь сексуальный характер.

Симптомы болезни у взрослых

Каковы признаки аутизма в старшем возрасте? Среди признаков легкой формы аутизма у взрослых выделяется нормальный, а в некоторых случаях высокий интеллектуальный уровень человека. Его определяют по показателю IQ. Однако параллельно с этим больной испытывает затруднения, решая неожиданные для него и срочные задачи. Кроме того, у него наблюдается недостаток адекватной реакции при внесении изменений в привычные жизненные ритуалы.

Легкую форму аутизма у взрослых можно распознать и по их поведению. Для них характерна зацикленность на определенной теме или весьма узкий круг интересов. Такие люди проявляют ригидность к изменениям рутинных действий, что создает для них сложности на работе или при проживании в общежитии.

image

Среди симптомов аутизма в легкой форме у взрослых выделяют и аномалии, проявляющиеся в социальном поведении. У таких больных порой вызывает затруднение долгий зрительный контакт. Они неспособны поддерживать оживленный диалог, распознавать мимику, жестикуляцию и позы собеседника. Также пациенты нередко не могут общаться с людьми различных возрастов в соответствии с социальными нормами. Люди с легкой формой аутизма редко соглашаются с другим человеком или принимают точку зрения, выработанную коллективом.

Проявление болезни у женщин

Дамы с аутизмом легкой степени выделяются среди остальных представительниц слабого пола тем, что:

  • красивой и модной одежде они предпочтут удобную, так как практичность для них превыше всего;
  • не станут тратить время на сооружение замысловатой прически на голове, а ограничатся простым расчесыванием;
  • не будут накладывать макияж;
  • порой выглядят эксцентрично, но при этом вовсе не понимают этого;
  • их поведенческие и голосовые навыки, а также внешний вид более напоминают детские, не соответствуя реальному возрасту;
  • обладают более экспрессивными невербальными функциями, чем мужчины с таким же диагнозом;
  • теряются в осознании себя как личности, принимая при этом за образец других людей и копируя их поведение;
  • их любимым занятием является уход от реальности в виртуальный мир, для чего используется чтение книг, компьютерные игры и просмотр фильмов;
  • зоной комфорта для таких женщин является дом или любое другое место, удобное для контроля над действительностью;
  • создают сами для себя правила, а после неуклонно следуют им, проявляя дисциплинированность, повторяющиеся действия и семантические привычки.

Диагностика

Тому, кто обнаружил у себя или у своего ребенка признаки легкой формы аутизма, следует обратиться к врачу (педиатру, терапевту, психиатру или невропатологу) за консультацией.

image

Специалистом будет проведена диагностика, которая позволит выявить патологию. Основными ее формами являются опрос или наблюдение. Врач побеседует со своим пациентом, выявит особенности его движений и поведения. После этого будут проведены специальные тесты. Если после этого подозрения на наличие заболевания останутся, то врач может дать направление на:

  • электроэнцефалографию;
  • УЗИ головного мозга;
  • осмотр сурдолога.

Точное заключение доктор даст только после проведения назначенных им процедур.

Лечение

Для коррекции симптомов легкого аутизма используются рекомендации психолога. Им же могут быть проведены сеансы, в ходе которых пациент научится правильному поведению в социуме.

Помимо этого, устранить симптомы болезни поможет применение лекарственных препаратов. Но стоит иметь в виду, что эти средства лишь смягчат признаки болезни, сделав жизнь пациента несколько проще. Они подавят замкнутость, апатию, агрессию и простимулируют работу мозга. А это весьма важно при наличии данной патологии.

image

Врачи, как правило, назначают своим пациентам четыре группы препаратов. Среди них:

  1. Ноотропы. Прием этих средств позволяет улучшить работу мозга и повысить его активность. Пациент начинает проще общаться с людьми, отчего в его жизни становится меньше проблем.
  2. Нейролептики. С помощью препаратов этой группы снимается напряжение, устраняются агрессивные мысли и пациент успокаивается. Частично такие средства оказывают положительное влияние на мозг, стимулируя его работу.
  3. Антидепрессанты. Если у пациента часто имеет место подавленное настроение, и он не желает взаимодействовать с окружающими, то врачи прибегают к помощи препаратов этой группы. С их помощью устраняются все подобные симптомы.
  4. Транквилизаторы. Их назначают нечасто в связи с их негативным влиянием на нервную систему.

Пи легкой степени аутизма подавление симптомов порой возможно и при приеме обычных витаминно-минеральных комплексов. Активные вещества таких препаратов улучшают обменные процессы в организме, нормализуют деятельность мозга и защищают нервную систему больного от негативных воздействий извне.

Подавить симптомы болезни можно и при применении иных средств. Так, при легкой степени аутизма высокую эффективность можно получить при проведении:

  • когнитивно-поведенческой терапии;
  • тренингов социального взаимодействия;
  • занятий в специальных обучающих центрах.

В качестве дополнительных мер по нормализации состояния больного необходимо следить, чтобы он:

  • принимал сбалансированную пищу;
  • придерживался распорядка дня;
  • не переутомлялся;
  • занимался спортом;
  • как можно больше общался с окружающими.

Как видим, нет ничего страшного в диагнозе «аутизм», если знать, что делать и к кому обратиться за помощью.

Большинство публикаций о расстройствах аутистического спектра касаются именно маленьких детей, но мало кто рассказывает, что такое взрослый аутизм. А между тем дети вырастают в аутичных взрослых со своими специфическими потребностями и нуждаются в поддержке близких, ведь РАС — это пожизненное состояние.

Ранняя диагностика патологии является главным условием социализации и адаптации аутиста к жизни в обществе. Разумеется, это не происходит быстро и легко. Упорство родителей, интенсивная психологическая и педагогическая помощь способствуют развитию у ребенка или подростка с РАС поразительных способностей, учитывая специфику расстройства. Чтобы распознать аутизм у взрослых, нужно понимать причины, симптомы и формы его проявления. Лечение аутизма у взрослых требует более длительного времени, в сравнении с детьми, но современные методики позволяют подобрать максимально эффективные программы.

От чего возникает аутизм

Аутизм у взрослых — это больше нейрологическая вариация, чем психическое расстройство или болезнь в общепринятом понимании. До сих пор он является загадкой, поэтому многие ученые выдвигают гипотезы насчет причин возникновения патологии. К сожалению, большинство из них так и не нашли научного подтверждения.

Досконально известно, что РАС сопровождается нарушениями головного мозга и нервной системы. Считается, что его патогенез кроется в мутациях на генном уровне, но подобные процессы не связаны с наследственностью и не возникают сами по себе. Доказано, что генетические аномалии тесно переплетаются с факторами окружающей среды (факторами риска, выступающими в качестве катализатора). Ряд ученых полагает, что к таковым может относиться проблемная беременность, особенно на ранних сроках, например, если мать перенесла:

  • грипп;
  • лихорадку;
  • антибиотикотерапию;
  • интоксикации.

Кроме того, к факторам риска причисляют нарушения со стороны иммунной системы, проблемные роды, поражение плода токсическими веществами.

Стоит знать, что расстройство аутистического спектра является исключительно врожденным (диагностируется в раннем детстве) и приобретенным или частичным быть не может. Однако вследствие различных негативных факторов во взрослом возрасте у человека могут развиваться некоторые психические заболевания (депрессия, шизофрения и др.), вследствие которых он становится замкнутым, теряет интерес к окружающему миру. В этом случае психиатр (тот, кто ставит диагноз аутизм) может говорить об аутизации личности, но это не связано с истинным РАС.

В зависимости от вида и тяжести РАС, того, когда было начато лечение аутизма и каковы успехи, выделяют пять основных групп — разновидностей аутизма у взрослых. К первой относят неизлечимых пациентов (тяжелая форма). Они не могут обходиться без посторонней помощи, потому что не имеют достаточно развитых навыков самообслуживания. Больные не взаимодействуют с окружающей их обстановкой, замыкаются и живут в собственном мире. Как правило, такие взрослые имеют низкий уровень интеллектуального развития, не умеют разговаривать и общаться (вербально и невербально). Из-за отсутствия инстинкта самосохранения их нельзя оставлять одних.

Вторая группа — замкнутые аутисты. Они имеют проблемы с речью, но могут устанавливать вербальный контакт с окружающими. Стараются отстраниться от мира, разговаривают на ограниченный круг тем. Могут иметь сильное узконаправленное увлечение, например, телевизоры, и отдавать ему большую часть времени. Такие пациенты не любят новшеств и агрессивно реагируют на изменения в привычном жизненном ритме.

К третьей группе относят больных, которые обладают определенными навыками, например, одеваются и раздеваются, кушают, могут словесно поддержать диалог, высказать собственное мнение. Они достаточно самостоятельны, в состоянии заводить и поддерживать дружеские отношения. Однако таким аутистам чужды общепринятые нормы поведения, этики и этикета, из-за чего они могут казаться неловкими, грубыми, безразличными.

Четвертая группа — это люди с легкими формами РАС, у которых нельзя определить наличие патологии по внешним признакам. Они имеют хорошие академические знания и могут:

  • жить отдельно от родителей;
  • работать на обычной работе (в том числе в коллективе);
  • вступать в брак;
  • заводить детей;
  • понимать чувства других благодаря методам наблюдения, анализа и сравнения;
  • выражать собственные эмоции;
  • поддерживать общение на разные темы.

Разумеется, у таких пациентов все равно сохраняются определенные нарушения, мешающие им жить полноценно и воспринимать мир так же, как другие. Для выявления патологии в данном случае проводится тест на аутизм у взрослых.

Лишь малое число аутистов относится к пятой группе. Речь идет о людях, чей интеллект можно назвать высоким. По мнению ученых, такие взрослые могут стать выдающимися учеными, талантливыми узконаправленными специалистами. Как правило, они лучше всего реализуют себя в точных науках — физике, математике, химии, программировании. Также среди аутистов немало успешных писателей.

Признаки аутизма у взрослых могут частично или полностью отсутствовать, но это не значит, что они не испытывают трудностей в повседневной жизни. Например, нарушение речевых навыков приводит к тому, что больные не умеют выходить из конфликтных ситуаций, а потому даже будучи взрослыми подвергаются издевательствам со стороны задир. Также их характеризует:

  • Социальная наивность. Они все воспринимают буквально, не задумываясь, что чужие обещания, просьбы могут быть обманом. Поэтому ими часто “пользуются” в корыстных целях.
  • Непонимание общепринятых норм. РАС имеет разные формы и степени тяжести. Некоторые из них проявляются в виде полного непонимания, как нужно вести себя в обществе. Поэтому они могут казаться нетактичными, равнодушными.
  • Ограниченные социальные знания. Язык жестов, намеки, скрытая между строк информация — все это чуждо и не доступно для понимания взрослым аутистам. Из-за этого они не понимают юмор, сарказм, афоризмы, формальности (не спрашивают “Как дела?” и не отвечают “из вежливости”, поскольку не видят в этом смысла), не умеют прощаться и корректно завершать разговор с собеседником, не могут играть в ролевые игры.

Стоит отметить, что аутисты не чувствуют телесных границ. Они могут подойти на неприлично близкое расстояние к чужому человеку на улице, не понимая, что что-то делают не так. Вместе с этим многие из них не приемлют телесных контактов с незнакомыми людьми, травматично реагируют на прикосновения, похлопывания по плечу. Объятия часто воспринимаются как попытка ограничить движение. Кроме того, из-за нарушенной координации у них часто изменена походка.

Взрослые больные нередко стремятся к романтическим отношениям, но претерпевают неудачи, поскольку не имеют достаточных познаний в данной области. Они слышат разговоры о любви, но не понимают, как она выглядит и что испытывает человек. Аутичным людям не с чем сравнивать, поскольку у них не развито чувство привязанности (часто даже к родителям).

То же наблюдается и в сексуальной сфере. Недостаток знаний и полное непонимание, какие жесты предшествуют романтике, не позволяют им жить полноценной жизнью. Как правило, у аутистов мало или совсем нет друзей, поэтому им не с кем поговорить о своих сексуальных желаниях или посоветоваться. Манера ухаживать и разговаривать может перениматься из кинофильмов. Мужчины чаще всего выбирают не те примеры подражания, поэтому претерпевают неудачи. Девушки равняются на героинь мыльных опер, не понимая, что в реальной жизни себя так не ведут, поэтому могут становиться жертвами сексуального насилия.

Как и чем помочь больному аутизмом

Пациенты с РАС нуждаются в помощи в любом возрасте, поскольку даже симптомы взрослого аутизма со временем не исчезают. К сожалению, больным с тяжелыми формами патологии нужен повседневный уход и врачебное наблюдение на протяжении всей жизни. Это трудная ноша для родителей, однако правильно подобранная программа коррекции способна облегчить жизнь близких и выработать у аутиста элементарные навыки.

Пациенты с более легкой формой РАС к 20-30 годам как правило уже становятся достаточно самостоятельными, но все равно нуждаются в психологической помощи. На занятиях со специалистом они обучаются:

  • социальным нормам (здороваться при встрече, вежливо себя вести);
  • навыкам общения в коллективе (полноценное трудоустройство);
  • выражать свои желания и эмоции (установление дружеских отношений);
  • понимать чувства других людей и др.

Повышение адаптационных навыков в разы облегчает повседневную жизнь аутистов. Когда они хорошо понимают себя и свое место в обществе, им легче идти на вербальный и невербальный контакт, они начинают жить полноценно, даже учитывая специфику расстройства. Подобную помощь оказывает поведенческая психотерапия, однако не только профильный специалист может помочь аутичному взрослому.

Прикладной анализ поведения (АБА) — это научная дисциплина, позволяющая воздействовать на поведение больного, опираясь на поведенческую теорию научения. Ее легко могут освоить родители аутистов, получив рекомендации и прогнозы от специалиста по прикладному анализу. Вы можете научить ребенка узнавать себя на фото, действовать взвешенно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, справляться с сенсорными нарушениями, не бояться выражать собственное мнение и отстаивать его. Это крайне важные навыки для жизни в обществе, которым можно обучить, зная, как проявляется аутизм у взрослых.

Дистанционные курсы по ABA для родителей — это возможность лучше понять своего особенного ребенка, определить, какие признаки РАС ему доставляют больше всего страданий, и научить справляться с ними. Также углубленные знание по АБА позволяют предупредить риски развития сопутствующих психологических заболеваний.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации